Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

ГИС для АО «Транснефть – Урал»


ГИС для АО «Транснефть – Урал»

 

Особенностью предприятий и объектов трубопроводного транспорта является их существенная протяжённость и распределённость на достаточно большой территории (нефтепроводы, перекачивающие станции, резервуарные парки и др.). Для наиболее эффективного управления предприятие использует в своей деятельности различные виды информационных ресурсов: традиционные информационные системы на основе промышленных СУБД, ERP и SCADA системы и др. Масштабы предприятия влияют на выбор подходов к решению задач информационной поддержки его рабочих процессов, поэтому многие решения на крупном предприятии переводятся на корпоративный уровень. Геоинформационные системы (ГИС) все шире используются в качестве одного из таких решений. В связи с тем, что сотрудники предприятия по роду свой деятельности могут находиться как в офисных условиях с развитой информационно-коммуникационной структурой, так и в полевых условиях, то целесообразным является реализация трех вариантов доступа пользователей к ГИС:

 

 

В течение ряда лет на одном из трубопроводных предприятий – ОАО «Уралсибнефтепровод» (г. Уфа) – эксплуатируется разработанная с участием авторов данной статьи распределенная геоинформационная система объектов трубопроводного транспорта и его инфраструктуры. При создании данной ГИС использовалось наиболее распространенное для того времени решение на основе клиент-серверной архитектуры, обеспечивавшей пользователям различные виды доступа к корпоративным пространственным и атрибутивным данным:

 

 

 

ArcMap-клиенты являются «толстыми» клиентами и имеют доступ к геоинформационной системе с рабочих мест в офисе центрального аппарата. В таком варианте на рабочих местах устанавливаются настольные продукты ArcGIS с дополнительными модулями, то есть они имеют большую функциональность по сравнению с «тонким» и мобильным клиентами ГИС.

 

«Тонкие» клиенты позволяют обращаться к ГИС через любой Internet вьюер с любого рабочего места, имеющего выход в локальную сеть Intranet. Данный вариант доступа предусмотрен для удаленных пользователей и имеет несколько ограниченную функциональность (без права редактирования данных и др.). Для подобного рода клиентов в системе использовалось ПО ArcIMS.

 

Мобильные клиенты используют ГИС в отдаленных от офиса местах. Этот компонент ГИС разработан на основе программного продукта ArcPad и адаптирован для работы в полевых условиях с максимальным использованием возможностей карманного персонального компьютера (КПК) и GPS-навигатора.

 

Разработанная система позволяет выполнять следующие функции:

  • поиск и отображение на электронной карте объектов магистральных нефтепроводов и их характеристик;
  • обмен данными с автоматизированными системами предприятия;
  • моделирование аварийных разливов нефти (АРН);
  • отображение плана действий по ликвидации АРН;
  • раскладка результатов внутритрубной диагностики на карту масштаба 1:5000 (трубные секции и особенности);
  • защита информации и управление доступом.

 

Функциональная схема клиент-серверной ГИС представлена на рисунках ниже:

 

 

 

При разработке ГИС обязательным условием является максимальное использование существующих информационных ресурсов предприятия. С целью выполнения данного требования осуществляется её интеграция с другими существующими информационными системами предприятия одним из трех возможных способов:

  • на уровне системы: ГИС-приложения используют функции и модули существующих приложений;
  • на уровне приложения: ГИС-приложения используют данные непосредственно из уже существующих источников;
  • на уровне БД: БД ГИС включает ссылки на существующие источники данных.

 

На момент создания кратко описанной выше геоинформационной системы данное решение соответствовало основным потребностям пользователей, но в процессе эксплуатации проявились некоторые её недостатки:

  • длительное время загрузки клиентского программного обеспечения;
  • высокие требования к ресурсам пользовательского автоматизированного рабочего места;
  • необходимость установки клиентского программного обеспечения на каждом автоматизированном рабочем месте с помощью специалиста;
  • высокая стоимость рабочей станции;
  • сложность процессов развертывания и обслуживания программного обеспечения;
  • сложность интеграции программного обеспечения с другими информационными системами компании;
  • сложность организации защиты данных для каждого из вариантов доступа к ГИС.

 

С выходом в свет новой серверной технологии ArcGIS Server появилась возможность перевода существующей ГИС на сервис-ориентированную архитектуру, основными достоинствами которой являются:

  • доступность баз пространственных данных и отдельных функций или всей системы через корпоративную сеть предприятия всем пользователям без установки на их рабочих местах специализированного программного обеспечения;
  • взаимодействие центральной базы пространственных данных и функциональных модулей системы с компонентами ГИС, работающими на мобильных устройствах пользователей.

 

При этом все пространственные (картографические) данные и сервисы, реализующие основные функции ГИС, размещаются в едином центре обработки данных предприятия, а на рабочих станциях пользователей устанавливается только Internet браузер. А некоторые функциональные задачи, такие как моделирование аварийных разливов нефти, раскладка особенностей по результатам внутритрубной диагностики и др., необходимые узкому кругу специалистов (расположенных, как правило, в центральном аппарате предприятия), могут решаться по-прежнему с использованием существующего программного обеспечения, реализованного в среде ArcMap («толстого» клиента).

 

 

Функциональная структура преобразованной ГИС предприятия, переведенной на сервис-ориентированную архитектуру, приведена на рисунке выше. Такая организация системы, во-первых, позволяет подключить к ГИС и информационным ресурсам предприятия большое (практически неограниченное) количество авторизованных пользователей, а, во-вторых, для уже имеющихся пользователей ГИС не происходит существенных изменений в их функциональном и интерфейсном взаимодействии с системой. Еще одним важным фактором в пользу перевода корпоративной ГИС на платформу ArcGIS Server является невысокая сложность и стоимость работ по осуществлению такого перевода. Это обусловлено тем, что наиболее развитая и дорогостоящая часть ГИС – база пространственных данных, содержащая все необходимые карты и другие материалы, остается неизменной не только структурно, но и физически. Никаких дополнительных преобразований базы данных ГИС выполнять не нужно.

 

Назад